Женский Русский Народный Костюм

Февраль 26, 2016
Русский женский костюм

Какую специфику традиционный костюм накладывал на поведение женщины? Как на русский костюм повлияли Александр III и французская мода? Какие свойства русского народного костюма отмечают художники и культурологи? На эти и другие вопросы отвечает доктор искусствоведения Раиса Кирсанова.

Нужно помнить о том, что говорили о народном костюме художник Александр Бенуа или Иван Яковлевич Билибин, потому что именно они подметили такие удивительные свойства народного костюма, которые не хотят помнить многие художники. А именно: Бенуа говорил, что, побывав на так называемой кустарной выставке, где было много работ крестьянского производства: и традиционные кружева, и сарафаны, и душегреи, и запоны, то есть фартуки, передники, — он сказал, что народный костюм там, где праздник. Нынче нет праздников, поэтому костюм только в музее, а в реальной жизни его нет.

Билибин, которого мы все знаем как иллюстратора русских народных сказок, который умел в плоскости найти перспективу и объем, хотя у него все подчинено линиям, очень правильно понимал русский костюм. Он понимал, что костюм в России — мужской и женский — не расчленен на мелкие подробности и детали, как, скажем, одежда западноевропейского типа, по той простой причине, что красота русского костюма — это красота покоя. В русском традиционном костюме, безусловно, это в большей степени относится к женскому: невозможно скакать, прыгать. Поэтому женщина «выступает будто пава», как в стихах, ее движения очень плавные. Она помахивает платочком и поворачивается на одном месте, как бы зовя к себе кавалера, поклонника, который вокруг нее скачет вприсядку и раскинув руки.

Такое понимание иногда открывает удивительные вещи в живописи. У Малявина есть большая картина «Вихрь», в Третьяковской галерее она занимает целую стену, и там на зрителя несутся смуглые румяные бабы, раскинув руки, в пестрых сарафанах. Все современники, в том числе и я, думают, как это красиво, как это отражает искусство начала XX века, и понимаешь, почему это ценили иностранцы — повторение есть в Венеции и так далее. Но когда смотришь прессу тех лет, то видишь удивительные вещи: пресса боялась этой картины. Они считали, что от нее веет красными петухами, опахиванием деревень, что-то в ней было страшное. И хотелось понять, почему такая нарядная, красочная картина поражает. Поражает она из-за поз. Раскинув руки, танцуют мужчины, а здесь женщины показаны в позе мужского танца, русскому танцу не свойственному. И вихрь кружит их ситец, но ситец был дорогой тканью. Все, что производилось фабрично (а ситец — это фабричная материя), было дорого и в крестьянском быту просто невозможно.

Источник: postnauka.ru
Другие интересные сайты
Видео на тему
Орнамент русского народного
Орнамент русского народного ...
Русский костюм Интервью с
Русский костюм Интервью с ...
Русский костюм. Передача 38
Русский костюм. Передача 38 ...
Рассказать о статье