Добро и Зло в Русских Народных Сказках

Июнь 10, 2014
Добро и зло в русских народных
Поводом для размышлений стало посещение спектакля, который разыграли дети под руководством молодого, вероятно, талантливого педагога. Почти год трудились дети для того, чтобы доставить радость зрителям получасовым музыкальным спектаклем. Постановка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» вызвала восторг и умиление родителей. «Артисты» получили грамоты. Все вышли возбуждённые и довольные. Трудно судить, что происходило в душах людей, присутствовавших там, хотя некоторые моменты спектакля были несколько неожиданны для зрителей и вызвали недоумение, которое впрочем было «сметено» авторитетом педагогов, режиссёра да и самой праздничной ситуацией. А что, собственно, произошло? Детский спектакль, музыка, радостные дети, умилённые родители…

Мы склонны недооценивать значение происходящих событий. Конечно, посещение спектакля, или чтение книги, или общение с человеком событием не назовёшь, однако именно из этих впечатлений, знаний складывается жизненная позиция, отношение к происходящему. Что же произошло на этом безобидном спектакле? Хочется думать, что ничего дурного, однако семя неправды было брошено в души детей.

ПЕРЕВЁРТЫШ

В чём же состояла ложь, которая, к сожалению, мало кем была замечена?

Волк, олицетворение зла в русской народной сказке, по версии режиссёра приобрёл образ «милашки», который не собирался никого кушать, а соблазнил козлят с единственной целью — поиграть с ними! И хотя мама-Коза запретила открывать Волку, так как знала или подозревала о его коварстве, козлята были правы, что не послушали маму, потому что Волк-то был «хороший» и не собирался есть козлят, он просто хотел с ними поиграть. Мама, с её старыми и несовременными представлениями, оказывается, ошибалась, предполагая, что Волк злой и что вообще зло есть. Все рады, все дружат и веселятся. Затем поётся гимн маме.

В конце спектакля я задала режиссёру вопрос об этической стороне его версии. На что он ответил: «А вы что, считаете, что есть злые люди? Что есть зло? Зла нет! Вы что, хотите, чтобы у детей был страх, чтобы они боялись зла?» (Наверное, у некоторых людей напрочь отбивается историческая память.)

На это я ответила, что верно, страха быть не должно, но верно также и то, что дети не должны быть беспечны. Не случайно сложено немало народных сказок про беспечность: «Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Алёнушка и братец Иванушка». Образ зла в народных сказках никогда не был дружелюбным и миролюбивым. Не во всех сказках зло откровенно неприкрытое — например, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Есть много сказок, где зло завуалировано хитростью и лестью (образ Лисы, родных братьев, мачехи). Главное, что есть в русских народных сказках, так это то, что зла не нужно бояться, его нужно преодолевать, с ним нужно бороться, а не обманываться, проявляя беспечность. В народных сказках зафиксирован многовековой опыт не одного поколения, эта житейская мудрость не может быть перечёркнута чьей-то личной философской позицией или мнением.

Источник: www.pravoslavie.ru
Видео на тему
Золотые рога (1972) Полная версия
Золотые рога (1972) Полная версия
Карапузики. Малыш в гостях у
Карапузики. Малыш в гостях у ...
Золушка (1947) Цветная верcия
Золушка (1947) Цветная верcия ...
Рассказать о статье