Музыка Русские Народные Песни

Октябрь 6, 2016
Русские народные песни - Течет

Ю́лий Никола́евич Мельгуно́в (30 августа (11 сентября) 1846, Ветлуга Костромской губ., ныне Нижегородской обл. — 19 (31) марта 1893, Москва) — российский теоретик музыки, фольклорист и пианист.

Происходил из старинного дворянского рода. В 1866 г. окончил Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Живя в Петербурге, брал уроки игры на фортепиано (у А.Л. Гензельта и А. Драйшока) и изучал теорию музыки у Г.А. Лароша. Около 1870 г. переехал в Москву, некоторое время учился в Московской консерватории (класс фортепиано Н.Г. Рубинштейна). В 1875-76 гг. изучал теорию музыки у Ю. К. Арнольда Под его влиянием увлёкся идеей родства древнегреческой (и византийской) музыки с русской церковной монодией, которую рассматривал как разновидность (русского) народного творчества.

Познакомившись с Рудольфом Вестфалем, вместе с ним издал ритмо-темповую редакцию десяти фуг И.С. Баха со своим предисловием «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). В 1870-е годы с целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в классической музыке Мельгунов (в качестве пианиста) и Вестфаль осуществили концертную поездку по Германии. По России Мельгунов гастролировал в ансамбле со скрипачём Ф. Лаубом и виолончелистом К.Ю. Давыдовым.

Историческое значение имеет деятельность Мельгунова по собиранию и исследованию русской народной песни. В сборнике «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные» (1879—1885, с важным научным предисловием) впервые воспроизведено русское крестьянское многоголосие. C его предисловием и в его редакции издан также фольклорный сборник «Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным» (вып. 1, 1890).

Как теоретик музыки, занимался изучением гармонии и ритмики русской народной песни. Особенность нового подхода Мельгунова заключалась, в частности, в письменной фиксации не только некоего ведущего голоса («мелодии» в обыденном понимании) многоголосной песни, но и каждого из подголосков записанной собирателем оригинальной гетерофонной фактуры (визуально эти гетерофонные варианты редактор отобразил столбиком, один вариант под другим). Одним из первых в России Мельгунов указывал на ошибочность подхода филологов, анализирующих народную поэзию per se, т.е. как «абсолютную» поэзию. Верных заключений о ритмике русских народных песен, считал он, можно добиться только изучая текст совместно с мелодией.

Источник: ru.wikipedia.org
Видео на тему
trio moscow balalaika Русские народные
trio moscow balalaika Русские народные ...
Русские народные песни, Из за
Русские народные песни, Из за ...
Русские народные песни
Русские народные песни
Рассказать о статье